Content is king
Без контента (то есть «наполнения» — текстов, иллюстраций и так далее)
сайт не будет работать и приносить прибыль. Согласитесь, трудно
представить себе человека, который что-то купит у фирмы, предлагающей
нечто вроде «Страница в разработке» или «Тест ТЕСТ тест тест». Эта
аксиома не требует доказательств, а потому сразу перейдем к вопросам о
том, где взять контент, и как защитить его от копирования.
Контент можно:
- создать самостоятельно — способ весьма трудоемкий (к тому же
вы вряд ли являетесь специалистом по копирайтингу, то есть написанию
продающих текстов, профессиональным фотографом и иллюстратором);
- заказать в специализированной компании или у фрилансера —
это оптимальный вариант (диапазон цен очень широк: от 70 рублей за
страницу средненького текста до 4000-6000 долларов за полное наполнение
сайта профессионально подготовленными материалами);
- украсть у конкурентов или на сайтах аналогичной тематики
(причем эту «операцию Ы» можно провести как без стеснения — заимствовать
тексты и картинки целиком, так и с некоторой степенью порядочности — с
рерайтом). Рерайт — это переписывание чужого текста своими словами
(точнее, обычной заменой каждого третьего-пятого слова синонимом).
Очевидно, что для любого серьезного проекта подходят только первые два
варианта. Третий же будет для честных людей постоянной опасностью —
особенно потому, что поисковые системы наказывают («пессимизируют»,
понижают в результатах поиска) сайты с дублирующимся контентом. Самое
неприятное, что они не пытаются определить первоисточник! Проблема
защиты от копирования особенно актуальна, если у вас очень хороший и
часто обновляющийся контент, и его воруют чуть ли не в режиме реального
времени.
Если вы приняли решение не использовать «контрафактный» контент, то
защита интеллектуальной собственности и пресечение попыток воровства
станет важной задачей. И, повторимся, дело не только в принципиальности и
том, что «вор должен сидеть в тюрьме», а именно в политике поисковых
систем по отношению к копиям вашего контента. Вам придется либо защищать
свой контент, либо постоянно его заменять, переписывать, — а это
недешевое удовольствие.
Итак, у владельца сайта и оригинального контента есть две задачи:
- принять превентивные меры для защиты интеллектуальной
собственности;
- вовремя обнаруживать и пресекать попытки копирования текстов
и прочих материалов в досудебном и судебном порядках.
Предупреждающие меры защиты контента
К сожалению, пока ни Яндекс, ни Google не предоставляют инструментария
или официальной процедуры подтверждения прав на контент. Поэтому
приходится ставить эксперименты и пытаться выяснить, по каким критериям
поисковики определяют первоисточники.
- Достаточно известный (потому, что он работающий) способ
закрепить за собой статус первоисточника — приобретать на каждый
материал несколько входящих ссылок с достаточно длинными
анкорами-цитатами из защищаемого контента. Согласно результатам многих
проверок, если на текст есть ссылки с цитатами из него же, поисковик с
гораздо меньшей вероятностью сочтет первоисточником этого материала
другой сайт.
- Еще один очевидный метод — писать тексты таким образом,
чтобы их было трудно поставить на сайт другой организации без коренной
переделки. К сожалению, этот способ работает только против мелких
воришек, рыщущих по сети в поисках наполнения для своих СДЛ («сайтов для
людей»). Если же контент копируется с цель наполнения сателлитов и
прочих «сайтов не для людей», его содержание не имеет значения. Таким
«текстовым гангстерам» важны только тематика и оригинальность
(отсутствие множества копий в интернете).
- Может помочь простое размещение предупреждения о том, что
контент защищается юридически. Поскольку у копипастеров есть огромный
выбор контента для кражи, они могут оставить ваш сайт в покое. А вот
ставить «водяные знаки» на иллюстрациях не стоит: это раздражает
посетителей вашего сайта, а от копирования практически не защищает.
Также мы не рекомендуем пользоваться различными плагинами и скриптами,
запрещающими копирование текста, вставляющими какие-то дополнительные
строки и т.п. Все это может быть воспринято поисковой системой как
попытка обмана, клоакинга (подмены контента). Сайт, применяющий такие
хитрости — пусть и с благими намерениями — достаточно сильно рискует
выпасть из результатов поиска или заметно потерять позиции.
Помимо технических способов защиты, будьте готовы защищать свои интересы
в суде. Конечно, нужно заранее просчитать, будет ли рентабельно
оформление авторских прав на контент (в том числе и вновь создаваемый), а
также юридическое обслуживание в целом. Может оказаться, что проще
смириться и переписывать, пусть и за деньги, украденные тексты заново.
Консультации по поводу защиты авторских прав на контент вы всегда можете
получить в компании «Сенешаль Нейман»: она специализируется
как раз на правовых аспектах интеллектуальной собственности в интернете.
Служба внешней разведки
Как можно обнаружить, что у вас украли тексты? Существует несколько
сервисов, способных помочь в несении почетного караула. Конечно, если
текста на сайте немного, можно делать проверку и вручную: просто брать
произвольный кусок текста (не слишком большой) и задавать его Яндексу и
Google как поисковый запрос, предварительно заключив в кавычки.
Перечисленные ниже сервисы работают по такому же принципу, просто
облегчая работу по нажиманию волшебных хоткеев Ctrl-C и Ctrl-V.
- Программа Double Content Finder от сервиса textbroker.ru.
Простой интерфейс без изысков. Позволяет провести поиск копий текста из
файла или размещенного на указанной веб-странице.
- Веб-сервис copyscape.com. Классика проверки текстов на
уникальность. Даже в бесплатном функционале предоставляет неплохие
возможности. Проверку проводит на основе обращений к Google. За
сравнительно же небольшие деньги CopyScape предоставляет более
продвинутый сервис: полную проверку всех страниц сайта (их ведь может
быть несколько тысяч), а также периодическую автоматическую проверку. У
сервиса есть и API, что позволит при желании написать собственный
скрипт.
- Проверить, не украли ли у вас иллюстрации и изображения (с
некоторой степенью точности) поможет сервис TinEye.
Как защитить контент
Если проверка выявила наличие копий, необходимо связаться с владельцами
этих сайтов. К сожалению, далеко не всегда владельцы подобных ресурсов
оставляют какую бы то ни было контактную информацию. В этом случае есть
два пути:
- попытаться получить ее с помощью whois-сервиса,
предоставляющего всю открытую информацию по домену (например, http://whois.org/).
Но далеко не во всех доменных зонах есть требования к владельцам
доменов о предоставлении оригиналов документов, поэтому многие
недобросовестные личности оставляют в whois произвольные или неполные
данные.
- связаться с хостером, в дата-центрах которого размещен
сервер сайта-вора.
Чтобы определить хостера по домену, существует несколько методов.
- Первый — посмотреть ns-серверы в той же самой
whois-информации. Очень часто в них указывается домен хостера, хотя
некоторые сайты могут пользоваться своими DNS.
- Достаточный объем информации можно получить с использованием
DNS Lookup — например, удобного сервиса http://www.lookupserver.com/.
Далее можно отправить хостеру или администрации дата-центра письмо с
уведомлением о ситуации и готовности передать дело в суд. Полезно
перевести это типовое письмо на английский, так как многие «копипастеры»
размещают свои сайты не на российских хостингах. В некотором проценте
случаев хостер отреагирует закрытием сайта-вора, однако некоторые
«абузоустойчивые» хостинги сами основаны и поддерживаются
киберпреступниками. Ни на какие юридические уведомления они реагировать
не будут, а сами серверы физически расположены далеко за пределами
России — в странах, где интернет-право не регулирует такие вопросы. К
сожалению, пока слабость юридических процедур не позволяет обеспечить
решение вопроса в пользу правообладателя в ста процентах случаев.
Однако можно попробовать зайти с другого конца: если вы позаботились о
регистрации прав на контент, следует написать в службу поддержки
поисковика и объяснить ситуацию. Но при этом документы на контент не
должны вызывать сомнений, а ваш сайт — не быть спам-площадкой или тем,
что поддержка поисковика может классифицировать как «мусорный» ресурс.
Выводы
Итак, если написать достаточное количество писем всем людям и службам,
способным повлиять на присутствие украденного у вас контента в сети, в
каком-то проценте случаев можно добиться результата. Однако велика
вероятность и отсутствия реакции. В этом случае нужно переписать контент
— если, конечно, вы не озаботились его защитой с помощью ссылок с
анкорами-цитатами.
|
|