Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Поиск |
---|
|
Наш опрос |
---|
Мини-чат |
---|
Контроль |
---|
Партнёры |
---|
Главная » Статьи » Личности | [ Добавить статью ] |
Александр Николаевич Скрябин: биография16.01.1872 - 27.04.1915 Россия А.Н.Скрябин родился 6 января (по новому стилю) в Москве, где он провёл детство и юность, где протекли годы его учения, художественного подъёма и вступление в пору творческого расцвета.Родителям не довелось сыграть особую роль в его жизни, т.к. мать, Любовь Петровна Щетинина, пианистка, блестяще окончившая Петербургскую консерваторию (её высоко ценили братья А.Г. и Н.Г Рубинштейны), скончалась в 1873 году от туберкулёза. Отец был юристом, после смерти жены уехал в Петербург, окончил институт восточных языков и уехал в Турцию. Женившись во второй раз на итальянке, он раз в несколько лет приезжал в Россию в отпуск и эпизодически виделся с сыном. Все заботы о маленьком Скрябине взяли на себя две бабушки - мать отца Елизавета Ивановна, её сестра Мария Ивановна и сестра отца, тётушка Александра Николаевича, Любовь Александровна. Три женщины души в нём не чаяли. Шуринька, как его называла тётушка, был тихий, ласковый, очень нервный и хрупкий. Его не приходилось чем-нибудь занимать, он всегда сам находил себе занятия: смотрел картинки, рисовал, клеил. Он был очень любознательным, обладал прекрасной памятью. К 7 годам он уже мог хорошо читать и писать. Музыкальные способности проявились довольно рано. С ранних лет Скрябин подбирал на различных музыкальных инструментах. С 5 лет мальчика стали брать в оперный театр. Здесь его больше всего интересовал оркестр. С большим увлечением следил он за дирижёром, оркестрантами, выяснял названия инструментов. Самым любимым инструментом будущего композитора был рояль. В 1882 году десятилетний Скрябин, блестяще сдав экзамены, поступает во 2- й Московский кадетский корпус. С лета 1883 года начались систематические занятия на фортепиано. Первым его педагогом был Г.Конюс. Постепенно у Скрябина созрело решение поступать в консерваторию. Продолжая заниматься в корпусе, будущий композитор начал заниматься с Н. Зверевым по фортепиано. Параллельно с С.Танеевым - теорией музыки. Затем прошёл курс гармонии с Г.Конюсом. В январе 1888 года был принят без экзаменов в класс контрапункта С.Танеева. Одновременно он был принят по классу фортепиано к В.Сафонову. Года за полтора до окончания консерватории, Скрябин переиграл правую руку, разучивая "Исламея" Балакирева и фантазию Листа на темы Моцарта. Это было одним из толчков для возникновения интереса к философским вопросам: "Первая серьёзная неудача в жизни. Первое серьёзное размышление: начало анализа... Первое размышление о ценности жизни, о религии, о Боге",- писал он. В 1889 году Скрябин закончил кадетский корпус, а в 1892 году- консерваторию с малой золотой медалью по классу фортепиано (по композиции он не закончил Консерваторию, т.к. перейдя на старших курсах к А.Аренскому, "не сошёлся с ним характером"). В феврале 1894 года Скрябин впервые выступает в Петербурге -как пианист - исполнитель собственных произведений. Здесь он знакомится с М.Беляевым. Эта встреча сыграла большую роль в его жизни. Беляев был богатым лесопромышленником, который много сделал для русских композиторов. Через него завязались отношения Скрябина с Н.А.Римским-Корсаковым, Глазуновым, Лядовым и другими петербургскими композиторами. Начиная с середины 90-х годов, развёртывается исполнительская деятельность Скрябина. Он побывал во многих городах России: в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, в Одессе. Летом 1895 состоялась первая поездка за рубеж: Германия, Франция Швейцария, Италия, Бельгия. В начале 1898 года состоялся несколько необычный концерт в Париже, он был целиком из произведений Скрябина: композитор выступил вместе со своей женой-пианисткой. Верой Ивановной Скрябиной (Исакович), на которой незадолго до этого женился. Концерт прошёл с успехом. По мере увеличения семьи возрастали и расходы, поэтому в 1898 году Скрябин принимает предложение Сафонова и становится профессором Московской консерватории по классу фортепиано. На протяжении 90-х годов происходит духовный подъём Скрябина- художника. Постепенно складываются основы его эстетических взглядов. Появляются тенденции к осмыслению сущности и задач художественного творчества, поиски последовательной системы мировоззрения. Скрябин с юных лет любил природу, особенно восхищала его морская стихия: "Вот где простор, и не говоря о бесконечности красок и форм", - писал он. Начиная с 1894 года, появляются лучшие скрябинские фортепианные произведения первого периода его творчества. Исключительно большая роль фортепиано в творчестве Скрябина сближает его с Шопеном. Однако, воспринятые Скрябиным элементы шопеновского стиля претворялись им глубоко по-своему. Среди небольших произведений этих лет первое место занимают прелюдии. Жанр прелюдии особенно подходил для воплощения в сжатой, лаконичной форме многообразных контрастирующих душевных переживаний. Количество прелюдий показывает,насколько композитор был увлечён ими (около 50 в течение 1895-1896), при этом одновременно сочинялись различные другие вещи, в том числе Вторая соната. Отталкиваясь от классического образца -24 прелюдии Шопена, охватывающие все тональности, Скрябин задумал написать два таких цикла, но ограничился одним. Остальные прелюдии, сочинённые в связи с этим замыслом, были объединены при издании в отдельные сборники. Рядом с прелюдиями ближайшее место по значению занимают этюды. Созданный им в 1894-1895 годах цикл из 12 этюдов.ор.8 включает в себя замечательнейшие образцы этой формы. Подобно Шопену, Листу и другим композиторам, Скрябин сочетает в этюдах поэтическо-технические сложности со значительным, глубоким-музыкальным содержанием. Круг образов скрябинских этюдов в большей мере близок кругу его же прелюдий. Кроме произведений малой формы, в 90-е годы так же создан ряд крупных произведений. Главное значение имеют, прежде всего, три первых сонаты и единственный концерт Скрябина. Первая соната была создана через год после окончания консерватории. Она занимает в его творчестве рубежное положение, знаменуя переход к началу зрелости. Произведения 90-х годов - это первый этап творческой зрелости Скрябина. Хотя рояль и продолжал оставаться для него любимым инструментом, однако он уже не удовлетворяется только им. Новые творческие задачи заставляют композитора обратится к оркестру, которому он и уделяет на время главное внимание. Возникновение новых замыслов отразило эволюцию художественного мировоззрения Скрябина, в свою очередь связанного с окружавшей его идейной атмосферой и новыми веяниями в русской художественной жизни этого периода. В конце 90-х - начале 1900 годов процесс формирования идейно- художественных и философских взглядов композитора, сыгравших определённую роль в его творчестве. Их исходной точкой являлось убеждение, что искусство оказывает огромное нравственное воздействие на людей и может их объединять. Эта идея составила основу замысла его Первой симфонии, первым оркестровым сочинением (до симфонии было ещё несколько опытов симфонического письма, которые не были изданы). В 1901 году появилась Вторая симфония. В течение летних месяцев 1903 года было написано около 35 фортепианных произведений. Для большинсва из них характерны мажорные тональности, в отличие от сочинений 90-х, в которых большей частью преобладал минор, то трагедийно-патетический, то скорбный. Из прежних жанров сохраняются только прелюдия и этюд. Почти вовсе исчезают традиционные танцевальные формы. Но появляется новая форма, которая сохранилась у Скрябина до конца его творческого пути - поэма. Первыми образцами фортепианных поэм явились две поэмы ор.32, принадлежащие к числу наиболее выдающихся и широко известных скрябинских пьес. Из прелюдийных циклов этих лет особенно выделяются ор.37, 4 прелюдии, и второй цикл этюдов ор.42. В 1903 году Скрябин бросает тяготившую его работу в консерватории. М. Морозова, обладавшая большими денежными средствами, предложила ему " спонсорскую поддержку" в 2400 рублей (подобно тому, как в своё время Чайковскому была предложена поддержка Н. Фон Мекк). В феврале 1904 года Скрябин выехал за границу. Ближайшие годы Скрябин провёл в различных странах: Швейцарии, Италии, Франции, Бельгии, в Америки. Дольше всего жил в Швейцарии - около 2-х лет. Там Скрябин усиленно работал над партитурой Третьей симфонии, продолжал много читать по философии и психологии. Когда осенью того же года в Женеве состоялся международный философский конгресс он посещал заседания и внимательно изучал его протоколы. В 1904 году Третья симфония была завершена. Вскоре после этого Скрябин отправляется в Париж. К этому времени относится очень важное событие: он разводится со своей женой Верой Ивановной. Второй женой Скрябина стала Татьяна Фёдоровна Шлерец. Весной 1905 года в Париже состоялось первое исполнение Третей симфонии (Божественной поэмы), которая, в целом, имела большой успех. После этого Скрябин с Татьяной Фёдоровной уезжают в Италию, где композитор работает над Поэмой экстаза. Находясь на чужбине, Скрябина очень интересовало происходящее на Родине, особенно революция 1905 года. Но исторические события воспринимались им через призму его заветных художественных мечтаний. В марте 1907 года Семья Скрябиных (в 1906 году у них родилась дочь Ариадна) переселилась в Париж. Здесь в мае состоялся цикл русских концертов, организованных известным русским художественным деятелем С. Дягилевым, активно пропагандирующим русское искусство на западе. Программа концертов включала в себя крупнейших русских композиторов, начиная с М.И.Глинки, включая и произведения Скрябина. В 1909 году Скрябин возвращается на Родину. Первые месяцы этого года обеих столиц прошли под "звездой" Скрябина. После не большой поездки в Брюссель, в 1910 году семья Скрябина окончательно вернулась на Родину. На протяжении последних лет жизни Скрябин создал ещё пять сонат и ряд небольших пьес. Эти поздние сочинения во многом развивают образы и настроения "Прометея" (первое исполнение которого состоялось в марте 1911 года), в общем, они основаны на той же ладовой системе. Летом 1914 года вспыхнула первая мировая война. Она казалась Скрябину лишь необходимым, но переходящим этапом к дальнейшим мировым катастрофам. Зима 1914-1915 года прошла в работе над "Предварительным дейсвием". К концу 1914 года был готов текст. Первые месяцы 1915 года Скрябин много концентировал. В феврале состоялись два его выступления в Петрограде (исполнял он только свои произведения). Вернувшись в Москву, он вдруг почувствовал себя плохо. Скончался великий композитор ранним утром 27 апреля 1915 года от заражения крови. | |
Просмотров: 4598 | Рейтинг: 4.7/3 |
Всего комментариев: 0 | |