В религиях и философиях Индии существуют
представления, что душа каждого человека возрождается после его смерти в
другом человеке или животном, и это многократное использование душ
названо реинкарнацией. В западных верованиях аналогичные представления
назывались метемпсихозом, полигенезисом и метасоматозом. Метемпсихоз
зародился в Египте. По Геродоту, египтяне верили, что в момент смерти
бессмертная душа мгновенно переходит в рождающееся животное. Когда она
пройдет за 3000 лет через жизни и смерти всех видов существ земли, моря и
воздуха, она опять попадет в человека. Пифагор привез эту гипотезу в
Грецию и расширил ее, считая, что душа временно поселяется также в
растения, камни, песок и т.п. Реинкарнацией (перевоплощением,
олицетворением) называют также в религиозной литературе якобы
существующую способность богов, духов, святых и т.д. появляться среди
людей в облике человека, животного, растения и даже неодушевленного
предмета.
В парапсихологии феноменом реинкарнации называют
появление у детей в возрасте от 2 до 7 лет «воспоминаний» о том, что
происходило в жизни другого, ранее умершего человека. После этого
возраста они забывают сначала детали, а потом исчезают и «воспоминания».
При
анализе более 200 случаев реинкарнации, собранных в Индии, выяснилось,
что в 82% случаев дети помнят имя этого человека и в 67% —
обстоятельства смерти. В половине из них она была насильственной в
возрасте 30—40 лет. Перевоплощение происходило в среднем через 1,5 года
после смерти, колеблясь от одного дня до 11 лет (и даже до 150 лет). В
88% случаев родственных связей не было. Обычны воспоминания об умерших,
которые жили на довольно близком расстоянии. Последнее привело к
гипотезе, что дети рассказывают о том, что они случайно слышали из
разговоров взрослых (и потом забыли о том, как слышали и узнали это) или
слышали рассказы об этом, когда спали, а потом вспоминают и
пересказывают, не помня об источнике (криптомнезия). Это объяснение как
будто подтверждается тем, что случаи реинкарнации в основном известны в
Индии и других странах, где верят в существование и переселение душ.
Кроме того, сомнения питаются и тем, что реинкарнации обычно возникают у
детей в бедных семьях, в которых «переселилась душа» погибшего богатого
человека. Но более редкие случаи реинкарнации бывают во многих странах,
и в 42% случаев убийств у детей на месте ран, от которых погибали
люди-предшественники, имеются родимые пятна или деформации кожи.
Как
видно из рассмотрения регрессий и сновидений. Пришелец не только
создает любые «воспоминания», но и делает их настолько яркими, что
ребенок, получив серию регрессий или получая их в момент «воспоминаний»,
или имея ранее серию сновидений или снов наяву из файла какого-то
одного умершего человека, твердо уверен в их реальности, не будучи
способным понять, что это только сновидения или ложная память. В
двух-трехлетнем возрасте он не способен логически и критически оценить
их источник, тем более что обычно почти все, что было у ребенка до
четырех лет, потом прочно забывается и в основном сохраняется на уровне
подсознания только в виде полученных до этого возраста правил
нравственности, без воспоминаний, откуда они взялись, и в связи с этим
без логических обоснований. Поэтому в моей гипотезе реинкарнация
объясняется не переселением душ, а демонстрацией Пришельцем ребенку
эпизодов из файла умершего человека наяву или, скорее, в сновидениях. С
регрессиями их сближает высокий процент показа смертей (67% — в
реинкарнациях, 56,4 — в 68 регрессиях, описанных Моуди в его книге, и
60% — в практике психотерапевта Вамбеч). Как правило, в регрессиях
демонстрируется серия эпизодов из жизни одного человека, что совпадает с
тем, что в реинкарнациях дети рассказывают тоже серию
обрывков-воспоминаний из нескольких периодов жизни взрослого человека.
Совпадает в обоих феноменах и драматичность эпизодов. Сам Моуди считает,
что анализ 200 случаев реинкарнации, собранных в монографии д-ра
Стивенсона, не доказывает факт переселения душ. По его мнению, и
регрессии не могут быть объяснены реинкарнацией, гипотезой существования
душ или генетической памятью. Скорее, указывает он, это игра фантазии
или подсознания (!).
То, что реинкарнации — это регрессии, а не
генетическая память, однозначно вытекает из случаев, когда, например,
молодой швейцарец видел себя индейцем Амазонии, хотя по его генеалогии к
нему не могли попасть гены из Южной Америки. Во многих случаях
реинкарнаций дети видят себя людьми, у которых не было детей. И главное,
в большинстве «прошлых жизней» видят смерть «предка» (причем в основном
показываемую со стороны), что невозможно для генетической памяти.
Доктор
Стивенсон с коллективом из 50 сотрудников, проверившие 2000 сообщений о
реинкарнации, из которых 400 (20%) сочли реальными, считают наиболее
убедительным случай с мальчиком-индейцем племени тлинкит, живущим на
Аляске. Он заговорил на санскрите — мертвом языке, который знает всего
несколько тысяч индусов. Более того, он смог прочитать на нем сложный
научный текст и даже понять его. Но ведь это тот самый случай «говорения
на языках» и автоматического письма на незнакомых языках, который
возникает в основном у взрослых и не связан с генами.
Противники
объяснения реинкарнации переселением душ тоже выдвигают ряд весомых
доводов против такого объяснения. Ведь нет источника для заселения
душами быстро увеличивающегося населения. Если считать, вернувшись к
египтянам, что они берутся от животных (так считают и в Индии), то в
реинкарнациях встречались бы воспоминания о жизни в шкуре животного. А
их нет. Почему-то нет также реинкарнаций с воспоминаниями о жизни в теле
рано умерших детей, А ведь детская смертность в Индии весьма велика.
Слишком велик в реинкарнациях, как и в регрессиях, процент богатых,
выдающихся и известных лиц и драматических событий и смертей. Если бы
реинкарнации были стихийными (а при дефиците душ иначе и не может быть),
то такого не было бы. Ведь типичные жизни людей заурядны и монотонны, а
смерти тривиальны. Значит, некто или нечто осознанно занимается отбором
«интересных» сюжетов для реинкарнаций. Этим может быть только Пришелец.
Не исключено, что он при этом подбирает детей с метками в местах
нанесения смертельных ран, руководствуясь тенденцией поддерживать
статус-кво в мировоззрениях людей, доке если это заблуждение, что
проявляется в его отношении к религиям.
При реинкарнациях дети не
перестают быть самими собой и не ведут себя как взрослые. Это,
следовательно, не двойничество, а только регрессии. Об этом
свидетельствуют их рассказы о смерти, выглядящие как наблюдения со
стороны, что характерно только для регрессий. И потом, если все души —
переселенцы (по логике оккультистов — сторонников реинкарнации и кармы),
то почему же не все дети вспоминают «прошлые жизни»? Бум с узнаванием
«прошлых жизней» возник еще в XIX в., когда стало шиком иметь
«потусторонние переживания», и медиумы-шарлатаны стали удовлетворять
спрос на них.
В.Н.Фоменко