Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Поиск |
---|
|
Наш опрос |
---|
Мини-чат |
---|
Контроль |
---|
Партнёры |
---|
Главная » Статьи » Рациональные предложения | [ Добавить статью ] |
Второй месяц езжу на «оптике», сейчас проблем нет, но на этапе конструирования пришлось помыкаться в поисках информации, а еще больше в экспериментировании на личном опыте. Дабы последователям (не я первый) не наступать на эти же грабли, попытаюсь детальненько все описать и обрисовать (свой цифровик я утопил). Прошу не критиковать специалистов за излишнюю детальность, потому как если Вы специалист, то и не зачем читать это дальше, а потом критиковать, Вы и так все это знаете. Я постараюсь помочь НЕспециалисту просто, дешево и качественно собрать работоспособное изделие. Ну, приступим. Первый вопрос который обязан возникнуть у каждого байкера: - а нафига? Действительно, зачем изобретать велосипед, если есть готовый штатный датчик хола? Рассмотрим некоторые плюсы и минусы обоих, так как вижу это я. Датчик хола (ДХ) – стандартное заводское изделие, устанавливаемое на автомобили с бесконтактной системой зажигания (БСЗ). Относительно компактное изделие, устанавливается (крепится) на мотоцикл без проблем, работает исправно и не требует обслуживания. И все бы ничего, но… При установке ДХ на мотоцикл наверное практически все сталкивались с проблемой магнитных полей генератора и изоляции от них датчика. Дело в том, что в автомобиле ДХ как правило устанавливается в трамблере или на распредвале, вдали от сильных магнитных полей. В мотоцикле же мы вынуждены ставить датчик на генератор и потом героически бороться с магнитными полями, ведь принцип работы ДХ – разрыв пластиной «модулятором» магнитного потока внутри датчика. И ведь успешно боремся. Меняем полярность щеток, ставим широкий экран-площадку в основание, вытачиваем центральный болт и штору модулятора из материалов с узкой петлей гистерезиса, периодически все размагничиваем и т.д. Что греха таить, сам успешно «боролся» со своим ДХ и катался. Только вот холостые все равно хуже чем у оптики L И самое главное, что как говориться решило его дальнейшую судьбу (в моих глазах), это слабое здоровье датчика хола. Достаточно снять колпачок со свечи или клемму с аккумулятора при работающем двигателе, и все! ДХ с большой вероятностью скончался. Вот и я, отъездив сезон на ДХ без поломок, в последствии «убил» два датчика за 15 минут! И все из-за залипшей щетки генератора!!! Напряжение генератора кратковременно повышалось, и датчики благополучно горели. Вот такая борода. Естессно я обиделся и пошел изобретать оптику, так как Orion давно себе (и не только) поставил и всячески советовал. Оптический датчик (Опт.) состоит из светодиода (он светит), фототранзистора (он открывается и проводит через себя ток при попадании на него света) и схемы согласования. Не бойтесь слова «схема», она простая, вместе справимся. Принцип работы оптического датчика похож на работу ДХ, с тем отличием, что шторка разрывает не магнитный, а световой поток в датчике, где светодиод и фототранзистор стоят напротив, а шторка проходит между ними. Поэтому он не подвержен влиянию магнитных полей (модулятор хоть из бумаги), да и спалить его намного сложнее (не стоит задаваться целью, я когда-то шарик подшипника сломал нечаянно, прям как в том анекдоте). Теперь о том, где этот датчик взять и куда прикрутить. Я нашел себе оптодатчик в старом пятидюймовом дисководе, правда пришлось раскурочить три, пока нашел подходящий, да и крепить его не совсем удобно, так что будем собирать на чем-нибудь более доступном. Как многие догадались самостоятельно, оптические датчики есть в обычных компьютерных мышках, найти которую не представляет проблемы. Так что более детально остановимся на самой конструкции датчика, как его смастерить, чтоб было надежно, удобно и просто. Правда сразу должен оговориться, именно эту концепцию я еще на практике не испытал (зато испытал много других), так что есть шанс успеть раньше меня J . Давайте сначала поговорим о конструкции устройства, а потом подробнее разберем его электрическую схему, думаю так будет понятнее. Конструктивно оптический датчик (давайте в дальнейшем называть этим словом не сам датчик, а все устройство) состоит из печатной платы с вытравленными дорожками, на которую напаяны, приклеены и прикручены разные детальки. К сожалению (или к счастью) мышиный датчик не имеет корпуса, так что придется собрать удобный «домик» для светодиода и фототранзистора. Сейчас попробую нарисовать.
Нда, художник
из меня… ладно, попытаюсь объяснить на пальцах. Снизу и сверху две
платы из фольгированного стеклотекстолита, между ними изолятор. Детали
на нижней плате изображены условно. В каждой плате, в месте установки
оптики, просверлены отверстия для формирования правильного светового
потока (оптическая щель) чтоб на фототранзистор не попадал посторонний
(солнечный в т.ч.) свет. Все детали необходимо склеить эпоксидкой или
другим клеем, платы с изолятором я решил скрепить заклепками, хотя можно
винтами «в потай» или еще как. На фототранзистор и светодиод желательно
капнуть по капле эпоксидки, чтоб лучше держались, только не залейте
оптическую часть. Фототранзистор лучше поставить сверху, чтоб на него
солнце не светило. Детали на плате я решил крепить SMD-монтажом, это
когда дорожки находятся со стороны деталей и детали паяются не в
отверстия, а на площадки фольги. Хотя можно и обычным способом (в
отверстия), только позаботьтесь, чтоб дорожки и пайка не замыкали на
массу. Об изготовлении печатных плат методом травления информации в
интернете много, кто не знает – найдет. Я рисую плату на компьютере в
зеркальном виде, потом печатаю на лазерном принтере и утюгом перевожу на
стеклотекстолит. После чего обвожу дорожки нитролаком и травлю в 30%
азотной кислоте. После промывки и зачистки мелкой наждачкой можно паять
детали. Дорожки желательно облудить, а готовую собранную плату после
проверки на работоспособность залить лаком или эпоксидкой, чтоб
зафиксировать детали и защитить от влаги. Вибрация на мотоцикле будь
здоров, и плохо закрепленные детали часто ломаются. Устанавливать датчик
я решил на стандартную юпитеровскую площадку контактов зажигания,
«отломав» с нее контакты и все лишнее. Юпитеровскую площадку взял,
потому что хочу поставить пару датчиков и симметричный модулятор, чтоб
иметь горячий резерв. Точнее это все у меня уже стоит, только немного
другой конструкции. «Немного другая» конструкция меня не совсем
устраивает, поэтому буду переделывать на эту. Сбоку все изделие должно
выглядеть вот так (ну я так себе это представляю).
Работает
датчик, подавая минус питания (массу) на вход коммутатора (6-я ножка,
зеленый провод). При исчезновении минуса на входе коммутатора он
прерывает ток катушки и в свече проскакивает искра. Наша схема работает с
инверсией, т.е. когда модулятор прерывает световой поток датчика – на
входе коммутатора высокий уровень, а когда датчик засвечен – низкий
(масса). Поэтому модулятор тоже нужно делать с инверсией, я сделал
симметричный, по 90 градусов щель и сектор. Вот такой.
Итак, на
датчик приходит питание (+12v и масса) с коммутатора, 5 и 3 ножка
соответственно. Напряжение питания через килоомный резистор (он
ограничивает ток) поступает на светодиод и он светится. Правда светит он
инфракрасным светом, глазами этого не видно. Когда свет светодиода
попадает на фототранзистор, последний открывается и его сопротивление
резко уменьшается. Допустим сейчас фототранзистор освещен, т.е. открыт,
вместе с резистором в цепи питания они создают делитель напряжения, на
которых (по закону Ома) падает напряжение пропорциональное их
сопротивлению, в сумме составляющее напряжение питания (12v). Поскольку
фототранзистор открыт и его сопротивление (Омы) намного меньше
сопротивления резистора, то почти все напряжение питания будет падать на
резисторе (63К) и на базе выходного транзистора (КТ3102) будет низкий
потенциал относительно эмиттера (масса), значит выходной транзистор
будет закрыт. Когда же модулятор перекроет световой поток датчика,
фототранзистор закроется и его сопротивление будет уже сотни килом, так
что большая часть напряжения источника будет падать на нем.
Соответственно на входе (базе) выходного транзистора будет высокий
потенциал и он откроется. Что нам собственно и нужно. Светодиод на
выходе транзистора стоит для контроля работы схемы и упрощения
регулировки зажигания, резистор в его цепи питания ограничивает его ток.
Светодиод загорается когда открывается выходной транзистор. Вот и вся
премудрость. Теперь о деталях. Все резисторы малогабаритные, чем меньше –
тем лучше. Светодиод (контрольный) лучше тоже взять поменьше, я взял
2мм от какого-то зарядного для мобилы. Ток управления коммутатора 20мА
поэтому транзистор можно использовать любой маломощный, я пробовал
ставить MOSFET, но в последствии остановился на КТ3102, он меньше и
стоит дешевле. Правильно собранная схема в настройке не нуждается.
Проверить работоспособность схемы можно подав на нее питание и проведя
отверткой или любым непрозрачным предметом между светодиодом и
фототранзистором. При перекрытии светового потока контрольный светодиод
должен гаснуть.
Вот печатная
плата для SMD монтажа, возможно, некоторые размеры придется
«подрегулировать». | |
Просмотров: 3723 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |