В настоящее
время электронные реле
указателей поворота в
автомобилях "Жигули” и
"Москвич” строятся на основе
микросхем 224ГГ2. Но, к сожалению,
эта микросхема часто выходит
из строя, приводя к отказам
электронного реле, а значит, к
нарушению работы указателей
поворота. С такой
неисправностью выезжать на
автомобиле категорически
запрещается. Что же делать,
если вдруг случится такое, ведь
микросхем 224ГГ2 в продаже не
бывает, нет их и на станциях
технического обслуживания
автомобилей?
Оказывается, не нужно спешить
искать новое электронное реле
и выручить из беды вы можете
себя сами, собрав небольшой
узел на более распространенных
деталях и установив его в
электронное реле вместо
микросхемы 224ГГ2. Как показала
практика, надежность работы
реле указателя поворота при
этом намного повысилась.
На рис. 1 и 2 показаны
принципиальные схемы
электронных реле типа 23.3747
("Жигули” ВАЗ-2105) и РС950Е
("Москвич-2140Д”) после
проведенной доработки. К
сожалению, техническая
документация на автомобили не
комплектуется принципиальными
схемами электронных реле,
поэтому приведенные на рис. 1 и 2
схемы составлены автором по
монтажным платам электронных
реле и нумерация их элементов
не соответствует заводской.
При
переделке электронных реле
следует помнить, что все вновь
вводимые элементы объединены в
узел У1 и на схемах обведены
штрихпунктирной линией.
Остальные элементы сохранены в
том виде, как они были
установлены
заводом-изготовителем.
Доработка электронных реле
типа 23.3747 заключается всего
лишь в установке вместо
неисправной микросхемы 224ГГ2
нового узла У1 и соединения на
монтажной плате устройства
печатных проводников,
подходивших к выводам 1 и 4
микросхемы, проволочной
перемычкой. Последнее нужно
для того, чтобы принципиальная
схема реле приняла вид,
показанный на рис. 1. Кроме
микросхемы 224ГГ2 все заводские
элементы остаются на монтажной
плате.
В реле РС950Е
доработка сводится к выпайке
микросхемы 224ГГ2 и
частотозадающих резисторов и
конденсаторов, соединявшихся с
выводами 1—4 микросхемы (иначе
они будут мешать установке
узла У1, имеющего несколько
большие размеры, чем
микросхема), и установке узла У1
на место микросхемы.
Электронные реле указателен
поворотов, кроме создания
импульсов тока в лампах
правого или левого борта,
выполняют функцию контроля
исправности как самого реле,
так и нитей накаливания ламп
или контактов в их держателях.
Доработанное
электронное реле автомобиля
"Жигули” (см. рис. 1) работает
следующим образом.
При включении переключателя
поворотов SA1 в положение
"Левый поворот” через нити
накаливания ламп HL1 и HL2
переднего и заднего указателей
поворота заряжается
конденсатор С1, напряжение на
котором используется для
питания мультивибратора на
транзисторах VT1, VT2. Ток зарядки
конденсатора С1 проходит по
цепи: положительный полюс
источника питания (аккумулятор
или генератор), контакты 5 и 6
узла У1, конденсатор С1,
резистор R5, диод VD2, контакты 4 и
3 узла У1, контакт 3 разъема X1,
нити накала ламп HL1, HL2,
отрицательный полюс источника
питания ("масса” автомобиля).
Напряжение на конденсаторе С1
быстро достигает уровня
напряжения стабилизации
стабилитрона VD1 (примерно за 0,05
с), и мультивибратор на
транзисторах VT1 и VT2 начинает
работать с частотой 1...2 Гц.
В результате, когда транзистор
VT2 открывается, напряжение
конденсатора С1 оказывается
приложенным к резистору R4 и
через резистор R6 — к
эмиттерному переходу
составного транзистора VT3, VT4.
Составной транзистор
открывается, и срабатывает
электромагнитное реле КГ,
которое включает лампы HL1 и HL2.
При запирании транзистора VT2
транзисторы VT3, VT4 запираются,
реле К1 отпускает и лампы HL1 и HL2
гаснут.
Когда контакты реле К1
замыкаются, напряжение
бортовой сети не поступает на
мультивибратор, и он работает
за счет напряжения на
конденсаторе С1. Диод VD2
предотвращает разряд
конденсатора С1 через
замкнутые контакты реле.
Стабилитрон VD1 ограничивает
напряжение на конденсаторе С1.
Это предотвращает сбои в
работе мультивибратора или
вывод его из строя при
повышении напряжения в
бортовой сети автомобиля.
- На
транзисторе VT5 выполнен
инвертирующий усилитель, с
нагрузки которого
(резистор R9) при
срабатывании реле К1
подается положительное
напряжение в базу
выходного транзистора
микросхемы DA1. Этот
транзистор отпирается,
отпирая транзистор VT6, в
коллекторную цепь
которого включена лампа
контроля работы указателя
поворота HL5. В результате
до тех пор, пока
переключатель SA1 будет
находиться в одном из
крайних положений, лампа HL5
будет загораться
синхронно и синфазно с
лампами указателя
поворота.
- На
микросхеме DA1 выполнен
компаратор, на выходе 9
которого при
неисправности одной из
ламп указателя поворота в
течение всего времени его
работы появляется низкое
напряжение. При этом лампа
контроля HL5 будет гореть
постоянно, сигнализируя о
неисправности.
Электронное
реле автомобиля "Москвич” (см.
рис. 2) отличается узлом
контроля работы указателя
поворота. При включении
переключателя поворотов SA1 в
левое по схеме положение
аналогичным образом через
обмотки герконовых реле К2, КЗ и
лампы HL2 (левый задний
указатель), HL4 (левый передний
указатель) подается питание на
мультивибратор (транзисторы VT1,
VT2), срабатывает и отпускает
реле К1.
При срабатывании реле К1, если
обе лампы указателя поворота
исправны, в обмотках реле К2 и
КЗ течет ток,
магнитоуправляемые контакты
К2.1 и КЗ.1 замыкаются, подавая в
базу транзистора VT5 отпирающий
его сигнал. В результате вместе
с лампами указателя поворота
мигает лампа контроля HL5. При
неисправности одной из ламп
указателя поворота
контрольная лампа не
загорается вообще.
Некоторые модификации
электронного реле РС950Е
отличаются типом транзистора,
коммутирующего контрольную
лампу HL5, и схемой его
включения, которая показана на
рис. 3.
Выводы А, Б,
В в этом случае подключаются к
соответствующим точкам на
схеме рис. 2. При установке узла,
заменяющего микросхему 224ГГ2, в
электронное реле РС950Е
необходимость в инвертирующем
усилителе (транзистор VT5 и
резисторы R7—R9 на рис. 1)
отпадает, поэтому на рис. 2 он не
показан и на плате его элементы
не устанавливают. Эскиз
печатной платы нового узла и
схема размещения деталей на
ней показаны на рис. 4.
Выводы 3, 5, 9
являются одновременно
выводами диода VD2, конденсатора
С1 и резистора R9 (см. рис. 1).
Нумерация выводов узла
соответствует нумерации
выводов микросхемы 224ГГ2.
Выводы 1 и 2 в узле У1
отсутствуют, так как
разместить их на плате из-за
малого ее размера не удается.
Но в этом и нет необходимости,
потому что никакие детали
нового узла к ним не
подключаются.
- При
исправных деталях нового
узла и правильном монтаже
электронное реле начинает
работать сразу и в
налаживании не нуждается.
Если будет наблюдаться
срабатывание реле К1 при
выключенном переключателе
SA1, то это укажет на
неисправность
транзистора,
коммутирующего
контрольную лампу HL5
(транзистор VT6 на рис. 1 или
VT5 на рис. 2), так как при
этом через пробитые
переходы транзистора на
вывод 4 узла будет
поступать отрицательное
напряжение бортовой сети
автомобиля.
- В новом
узле можно применить
стабилитроны Д814В - Д, КС210Б,
КС196, КС211 (VD1), диоды Д9, КД103,
КД503, КД509 (VD2) с любыми
буквенными индексами и
транзисторы КТ315 (VT1, VT2),
К.Т814, КТ626 (VT4) также с
.любыми буквенными
индексами. Транзисторы VT3 и
VT5 (см. рис. 1) желательно
выбирать с индексом В. Все
резисторы —
малогабаритные типов ВС,
ОМЛТ, МТ и др., рассчитанные
на мощность рассеяния
0,12...0,25 Вт. Конденсаторы
C1—СЗ—типа К53-1, К53-4, но
можно использовать и
малогабаритные
конденсаторы К50-6, К50-16,
рассчитанные на рабочее
напряжение 15...10 В.
Источник: http://А. Ануфриев ВРЛ, вып.104 |