Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Поиск |
---|
|
Наш опрос |
---|
Мини-чат |
---|
Контроль |
---|
Партнёры |
---|
Главная » Статьи » Радиолюбителям | [ Добавить статью ] |
Казалось бы, что пайка — настолько давно устоявшийся технологический процесс, что тут и говорить-то вроде не о чем: все уже сказано, и вообще… можно отремонтировать кузов и без пайки (вот про сварку так не скажешь). Вот и первая причина для разговора: обойтись-то без пайки можно, да нужно ли? А между тем позиции пайки заметно потеснены современными, спору нет — хорошими, шпатлевками. В этом случае ремонт ведется по схеме сварка — шпатлевка. Но для самостоятельного ремонта пайка имеет особое значение: очень во многих случаях можно с успехом заменить оба этих процесса, а, кроме того, технологически пайка все-таки проще, чем сварка, которая помимо определенной квалификации требует еще и оборудования, приобретать Которое есть смысл далеко не всегда. Основные инструменты для пайки показаны на рис. 80. С электрическими паяльниками проблем нет — они доступны повсеместно.
Гораздо реже можно встретить нагревный паяльник, но зато его легко сделать самому — надо заострить с одного конца медный брусок и закрепить его на стальном прутке. Если вместо прутка использовать болт со стандартной головкой, например, на 12 мм, получится нагревный паяльник, в качестве ручки которого используется торцовая головка со своим штатным шестигранником. Такой паяльник может служить хорошим дополнением к набору торцовых головок и использоваться в походных условиях, где речи об электричестве нет. Греть же его можно и на костре, и на примусе. На рисунке в качестве примера показана паяльная лампа среднего размера, они бывают и больше, а бывают и миниатюрные — так что для предстоящей пайки всегда можно выбрать подходящий источник пламени. Для мелких работ, наконец, можно воспользоваться газовыми (имеется в виду пропановыми) горелками с различными соплами. Итак, пайкой называется соединение между собой металлических частей с помощью дополнительного расплавленного материала — припоя. В отличие от сварки при пайке основной металл не расплавляется — температура плавления припоя всегда ниже температуры плавления основного металла. Сразу же усматривается очень сильное преимущество пайки перед сваркой — ею можно просто и «намертво» соединить очень разнородные материалы (медь и сталь, например). В зависимости от температуры плавления припои делятся на мягкие с температурой плавления до 400 °С и твердые, имеющие температуру плавления выше 550 °С. Сравнительно недавно еще можно было встретить пайку твердыми припоями даже в процессе заводского изготовления автомобильных кузовов (пайка стали латунью, например), а мягкими припоями при этом устранялись многочисленные производственные заводские дефекты. Сейчас это ушло в прошлое. Пайка твердыми припоями кроме того традиционно требует ацетилено-кислородного пламени, что значительно ее усложняет. В то же время практически все, что потребуется в ходе кузовного ремонта, можно спаять мягкими припоями (ПОС-10…ПОС-90), поэтому в дальнейшем под пайкой будем подразумевать именно эту процедуру. Собственно пайка начинается с лужения — покрытия соединяемых поверхностей слоем припоя. Не стоит даже пытаться производить соединение пайкой в надежде, что припой сам затечет, сам смочит и полудит и т.д., скорее всего в этом случае время будет потрачено, а пайка (соединение) не произойдет. Качественное лужение является первым необходимым условием качественной пайки. Если полуда легла по всей поверхности ровным слоем, без пятен, в которых припой отсутствует, можно быть уверенным, что пайка состоится, поскольку дальше, как говорится «дело техники». Но добиться этого иногда бывает очень сложно, т. к. припой ложится только на идеально подготовленную (зачищенную) поверхность. Нередко основная трудоемкость пайки падает как раз на зачистку соединяемых поверхностей. Чего только для этого ни используют: металлические щетки и абразивные материалы с различными инструментами, серную и со: ляную кислоты, различные растворители. Непосредственно перед лужением поверхности обрабатывают травленой соляной кислотой. Когда же следует считать зачистку поверхности достаточной? А тогда, когда полуда покрыла всю поверхность. Иногда после первого не очень удачного лужения приходится дочищать какие-то места и снова лудить, но это можно считать нормальным процессом. Когда-то индустриально использовался такой прием. При лужении значительных по площади поверхностей их разогревали (паяльной лампой или газовой горелкой) до температуры плавления припоя (180…280 °С), помещали расплавленный припой на поверхность (например, стальной ложкой с деревянной ручкой) и, поддерживая горелкой температуру поверхности и припоя равной температуре расплава (например, левой рукой), быстрыми движениями взятой в другую руку комочка чистой ветоши разгоняли припой по поверхности. Конечно, такая работа, как, впрочем, и любая другая, требует определенной сноровки, особенно при лужении вертикальных поверхностей. Значительно проще использовать для облу-живания поверхности паяльную пасту, которая к тому же не требует предварительной обработки хлоридом цинка. И припой, и флюсы входят в состав пасты. В этом случае по нагретой поверхности водят комочком пасты, в качестве следа от которой остается ровный слой полуды. Еще проще лужение паяльником с использованием ортофосфорной кислоты, хотя тут есть одна установленная на практике тонкость. Выяснилось, что лужение в этом случае происходит удивительно легко при движении жала паяльника с расплавленным на нем припоем по мокрой пленке ортофосфорной кислоты. А вот на ранее смоченную, но высохшую поверхность припой уже не ложится. Большим нагревным паяльником или электропаяльником мощностью 200 Вт нетрудно покрывать полудой весьма внушительные кузовные поверхности. Это не так быстро, как при работе с пламенем, но зато технологически гораздо проще. Лужение окраин кузовных отверстий перед их заделкой установкой паяных латок вполне обеспечивается электропаяльником мощностью 90 Вт с использованием ортофосфорной кислоты. Заметим, что ненароком мы пришли к разделению видов пайки по источникам нагрева мест пайки и припоя — на пайку пламенем и пайку паяльником. Сравним эти два способа. Пайка пламенем более производительна, но требует более сложной оснастки и, кроме того, все-таки более опасна, т. е. нуждается в особой тщательности проведения работ. Требуются ей и большие масштабы (площади, массы). Пайка паяльником куда как проще и носит прицельный характер, ведь буквально в 2–3 мм от места пайки не нарушается даже целостность лакокрасочного покрытия, что играет существенную роль при кузовном ремонте. Освоив лужение, можно переходить к пайке как соединению элементов в одно целое. Но даже в самом затасканном примере — латании крыла — на этот счет существуют противоположные рекомендации: «латку ставить надо снаружи» и «латку ставить надо изнутри». Если исходить из того, что работа должна быть проще, а качество ее выше, то каждый исполнитель вправе выбрать именно для себя любой из этих вариантов, важно лишь до конца представить себе всю последовательность операций по каждому из них. Например, ход рассуждений может быть таков. Для постановки латки изнутри надо получить доступ к внутренней поверхности крыла. Предстоит демонтаж подкрылка, который «на ладан дышит», а, следовательно, его тоже надо ремонтировать. Но это, во-первых, совсем другой ремонт (например, с использованием полимеров), а во вторых, этот ремонт всех подкрылков запланирован с выделением времени и места (отпуск, дача, навес). Сняв подкрылок (не лазить же потом специально), имеет прямой смысл провести ревизию расположенного под ним антикоррозионного покрытия с более чем вероятным его восстановлением, что еще одна отдельная большая работа. Вообще все ремонтные работы в максимальной степени группируются по технологическому принципу — не приходит же никому в голову, например, сначала отремонтировать «по полной программе» крыло, а затем браться за капот, который тоже нуждается в аналогичном ремонте. Пайка изнутри потребует и таких же зачистки и лужения, что может оказаться неудобным по каким-либо причинам и т. д. Получается, что собственно рассматриваемая пайка занимает совсем не основное время из-за больших попутных работ, которые еще и некстати. Но может оказаться, что все перечисленное, напротив, очень кстати. Тогда правильно говорить о той большой работе, в паузах которой при какой-либо сушке чего-либо, можно быстренько заодно и запаять… Но вернемся к пайке, с точки зрения техники которой при двухстороннем доступе к ремонтируемой поверхности особой разницы — откуда паять — и нет. При установке паяной латки главное, чтобы она была хорошо прижата по всему периметру и таковой осталась после застывания припоя. Добиться этого можно, например, увеличив необходимую кривизну заготовки латки при установке снаружи и уменьшив ее при установке изнутри (рис. 81). Тогда в процессе пайки, прижав заготовку чем-либо в ее центре (по краям ведется пайка), обеспечивают плотное прилегание по краям. Как уже указывалось выше, для соединения пайкой уже облуженная заготовка латки прикладывается к облуженной ответной части. При пайке снаружи — это поднутренные края отверстия, при пайке изнутри она по аналогии со сваркой ведется внахлест. Продолжая аналогию со сваркой, можно сказать, что паяный шов — место соединения пайкой — надо вести по кругу попеременно из двух диаметрально расположенных (максимально удаленных друг от друга) точек (рис. 82).
Это диктуется тем, что в отличие от сварки, при пайке особенно небольших латок, существует опасность их перегрева — уже казалось бы припаянная латка может отвалиться. Иногда это не страшно — попытку можно повторить, но лучше все-таки стараться, пропаивая очередной участок соединения, не разрушить предыдущий. Сильный перегрев припоя может привести к охрупчиванию шва и даже превращению припоя в шлак.
Сложнее все-таки ремонтировать пайкой поверхности, доступ к которым изнутри невозможен (прохудившиеся пороги, например). Но и здесь всегда возможна пайка снаружи, а при некоторой сноровке и изнутри. В последнем случае прижать (точнее притянуть) латку в процессе пайки можно за прихваченный к ней сварочный электрод или припаянный пруток припоя (рис. 83), которые в ходе чистовой обработки отремонтированной поверхности легко и бесследно удаляются той же «болгаркой».
С ростом размеров ремонтных участков пайка уступает свои позиции сварке, но не сразу. Существует еще область их совместного применения. Например, ремонт наружных дверных панелей, нижние части которых коррозируют довольно часто, может быть произведен следующим образом. Наиболее пострадавшая часть панели, полоса, начинающаяся с нижней кромки и кончающаяся сверху неизношенным металлом, отрезается и удаляется. Новый фрагмент панели после тщательной подгонки по месту соединяется с нижней кромкой оставшейся части внахлест сварными прихватками, расположенными, например, с шагом порядка 100 мм. Образованное сваркой соединение пропаивается по всей длине с образованием требуемой жесткости отремонтированной панели, а если нужно, то и профиля ее лицевой поверхности (рис. 84). Вот здесь-то уже возможен и альтернативный вариант с применением шпатлевки вместо пайки, например, при более частом расположении сварных прихваток. Остальные кромки нового фрагмента панели в данном случае фиксируются отбортовкой и вальцовкой. Вставка нового, значительного по размерам фрагмента порога производится похожим образом, с той лишь разницей, что сварные прихватки выполняются по всему периметру соединения, которое затем пропаивается. Шпатлевку здесь лучше использовать лишь при чистовой обработке отремонтированной поверхности. Надо заметить, что лудятся и пропаиваются места сварки довольно тяжело (из-за слоя окалины на поверхности). Лучшее средство при этом — эффективная механическая зачистка. Теперь остановимся на той пайке, которая сродни шпатлеванию — заделке припоем глубоких вмятин или других грубых дефектов поверхности. Вот уж про что можно смело сказать: «Хорошо забытое старое». Технология этого процесса сформировалась очень давно и ориентирована, в основном, на пайку пламенем. И в этом есть смысл, потому что в ходе работы необходимо поддерживать достаточно высокую температуру больших площадей (участков поверхности) и масс (количества припоя, используемого в качестве шпатлевки). Пламя достаточно мощной горелки наилучшим образом позволяет одновременно прогревать и то, и то. А самая большая сложность как раз и заключается в разогреве необходимого количества припоя-шпатлевки до пастообразного состояния и поддержания его таковым в процессе нанесения и распределения по поверхности (шпатлевания). Работу проводят на уже облуженной поверхности и начинают с разогрева достаточного количества припоя до температуры плавления (можно, например, в пламени большой паяльной лампы, на электро- или газовой плитке в стальной посуде, в крайнем случае, в жестяной консервной банке). К моменту расплавления припоя необходимо разогреть и обрабатываемую поверхность — в идеале до температуры, несколько меньшей температуры расплава. Теперь зачерпываем жидкий припой (стальной ложкой на деревянной ручке) и выливаем его на обрабатываемую поверхность (если она близка к горизонтальной). Если поверхность разогрета правильно (не слишком горячая и не слишком холодная), припой становится пастообразным (консистенция шпатлевки) и легко распределяется по поверхности деревянной лопаточкой (шпателем), смоченной для предотвращения налипания припоя машинным маслом или расплавленным парафином. В случае слишком холодной поверхности (припой застыл) положение легко исправляется дополнительным нагревом и поверхности, и припоя до требуемой его консистенции. Хуже, когда поверхность перегрета, припой в жидком состоянии очень текуч и легко может «убежать» даже при незначительном наклоне обрабатываемой поверхности. Кроме того, перегрев может сопровождаться выгоранием полуды. В этом случае ее восстанавливают, что называется, «по ходу дела», благо под рукой оказывается все необходимое. Дополнительно используется лишь ортофосфорная или травленая соляная кислота. На вертикальные или крутонаклоненные поверхности припой-шпатлевку наносят, естественно, в пастообразном состоянии, для чего достаточно бывает чуть-чуть растянуть во времени перенос расплава на обрабатываемое место. Дольше находятся в рабочей консистенции (в пастообразном состоянии) припои с повышенным содержанием свинца, который легко можно добавить в имеющийся расплав. Вот почему, в частности, имеет смысл работу припоем-шпатлевкой начинать с минимально наклоненных поверхностей, потренировавшись на которых, можно переходить к более трудным участкам, увеличив перед этим долю свинца в припое. Шаг за шагом, нанося порции припоя-шпатлевки на обрабатываемый участок и разравнивая их по поверхности, выполняют всю работу. Сложность шпатлевания припоем по сравнению с работой классическими шпатлевками, конечно, является недостатком такого способа. Но есть и неоспоримые преимущества, например, всегда можно разогреть снова рано застывшую в неудачном положении массу и разгладить ее надлежащим образом. Но изложенное выше — это, если можно так сказать, «классическая» технология, вполне реализуемая, но требующая определенных навыков и солидного оснащения. А можно ли что-нибудь попроще? Оказалось, что да — можно, например, с применением электропаяльника мощностью 200 Вт. Очень удобно использовать при этом припой в виде прутка (диаметром 6–8 мм). Прижав конец такого прутка к обрабатываемой поверхности, острием жала паяльника «отрезают» такой кусочек припоя, который не успевает полностью расплавиться теплом паяльника, а приобретает нужную для шпатлевания консистенцию. Здесь все сводится к определению опытным путем необходимой для этого находящейся в работе массы припоя. Припой-шпатлевку паяльником же прижимают к поверхности и далее все, как указывалось выше. Жало паяльника при этом служит и источником тепла, и шпателем (рис. 85). Конечно, этот прием не так производителен, как работа с пламенем, но для самостоятельного ремонта он очень хорош, потому что в этом случае как раз чаще всего требуется проделывать небольшие по объему работы, желательно простейшим способом. Не вызывает сомнений использование припоя-шпатлевки в местах, до этого отремонтированных сваркой. А можно ли так же зашпатлевать паяную латку? Практика показала: можно, если опять же не допускать перегрева, о котором уже говорилось. Наконец, важным является вопрос: до каких пор резонно вести обработку поверхности припоем-шпатлевкой? Если ее нанести на поверхность «с избытком», можно в результате последующей шлифовки получить окончательно подготовленную к покраске поверхность. Для этого требуется, как правило, механическим путем снять существенное количество твердого припоя. Но работа со шпатлевками значительно проще, в силу чего их имеет смысл вводить в действие сразу по наступлении условий их же эффективного использования. При этом может оказаться, что лучше наносить шпатлевку на необработанный неровный слой застывшего припоя (выше адгезия). Обрабатывая разом полученную таким образом поверхность (рис. 86), можно обеспечить оптимальные условия для применения шпатлевки (припой образует своего рода матрицу с заполненными шпатлевкой ячейками). Получается, что при одновременном снижении трудозатрат повышается качество работ — случай нетипичный. Хорошо ли ложится шпатлевка на припой? Практика показала, что при использовании полиэфирных шпатлевок подобных вопросов просто не возникает. В заключение раздела, как водится, — техника безопасности. Во многом она сродни таковой при проведении сварочных работ, поскольку и там, и там налицо высокие температуры и их источники. К опасным факторам при пайке добавляются кислоты и их пары. А потому надо заранее позаботиться об известных приемах нейтрализации вредных воздействий, чтобы потом «не креститься, когда гром уже грянул». Источник: http://www.kuzovnia.ru | |
Просмотров: 1756
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |